Отправлено: 14.04.09 13:06. Заголовок: Rhina пишет: У нас ..
Rhina пишет:
цитата:
У нас в стране таких, наверное, нет или очень мало.
Есть, я знаю тройку таких Так это только я. А нас много и по всей стране, так что наверняка получится внушительное количество. Поклонницы ж не от возрасту зависят - если мужчина аааааххх, то и молоденькие почувствуют.
Он там спрашивает - вы в курсе, что я не Орландо Блум? (Я правильно назвала этого актера?) Такими родительскими интонациями. Или учительскими? По-моему, с этими малышками он уже как папочка обращается. Да еще с высоты своего роста, а? Елки. Какой он молоток.
Отправлено: 15.04.09 06:46. Заголовок: гор пишет: Какой он..
гор пишет:
цитата:
Какой он молоток
Еще и какой! Я вообще удивляюсь как он вежливо, тактично относится к своим поклонникам. Даже фотографируется с ними и, судя по многочисленным фото, довольно много. При этом шутит, улыбается солнечной улыбкой (как я вижу, совершенно искренне)! Скрытый текст
Немногие актеры позволяют поклонникам фотографироваться с ними.
Папарацци-фанатские съемки съемочной площадки фильма от 15 апреля. Что меня поразило - такая зелень и теплынь у нас только к июню. Мда...
Сам Колин лишь мелькает, но значит сцена с ним. Но интересно, сколько аппаратуры-сооружений. Целые павильончики для отдыхания - ведь главное, чем большинство занято на съемках - убиванием времени (вот Джон Малкович, например, вяжет).
Отправлено: 26.04.09 20:17. Заголовок: olja пишет: До чего..
olja пишет:
цитата:
До чего доброжелательная у него физиономия!
Вот-вот! Посмотрела на Romiны фото и подумала, что если бы не был он знаменитым актером, а просто встретился на улице, как обычный прохожий, то первое впечатление было бы: "До чего же милый и обаятельный человек!" Очень искренняя и располагающая улыбка!
чтобы сделать такого чтоб вот это вот чудо мне вот так вот чудесно улыбнулось
Как раз здесь одна девица, долго не думая, таки добилась улыбки Колина. И даже приводит вещественное доказательсво. Поскольку это не «Пресса о Колине», а действо происходило непосредственно в Дареме, сохраняю в этом треде.
Earth Day? Try Colin Firth Day. 04.24.2009 by nikki
It is a truth universally acknowledged - well, I don’t know about universally, but a great many people agree, anyway - that Colin Firth is the perfect definition of Mr. Darcy.
However often Mr. Firth may claim, in interviews and so forth, that he is more than ready to leave Mr. Darcy, his sideburns, his horse, and his pond behind him once and for all and move beyond his most famous and beloved role, the brilliance of his performance as Darcy is so well-fixed in the minds and hearts of all his fans that he is considered as the rightful property of anyone who has ever let her mind wander into a Regency fantasy (or two). And I, dear readers, am no exception.
Let me say right up front, I’ve had a few (as in very, very few) brushes with celebrities. I’ve been to an off-Broadway Opening Night party attended by Meryl Streep and Liev Schreiber. I’ve met Hilary Hahn. I’ve been close enough to touch (sadly, not talk to) Yo-Yo Ma. I had my picture taken with Darrell Green and the Olympic torch in 1996. And when I worked in D.C., I often spotted famous politicians and journalists at events on or around the Hill.
At none of these times did I feel particularly fluttery or lose my cool (though I came closest with Yo-Yo Ma. God, I love that man). I have very few raging celebrity crushes. In fact, I’d be hard-pressed to name a single one as long-standing or fiercely loyal as my crush on Colin Firth. There is just something about the man that makes me feel like a fourteen-year-old girl - maybe because that’s how old I was when A&E first aired the BBC Pride and Prejudice miniseries starring him and Jennifer Ehle.
We didn’t have cable, so my aunt had taped the series for me and my mother. At the time I had read P&P twice, and was determined to make my way through Mom’s complete box set of Austen novels. I had already commandeered her “I’d Rather Be Reading Jane Austen” sweatshirt. We sat together on the couch in our living room, popcorn within arm’s reach, and watched all five hours of the miniseries straight through. The production is famously excellent, and it made me want live in Jane Austen’s world in a way that, up to that point, even her novels had not done. Like most everyone else of the female gender who watched the miniseries, I came away from it completely enraptured by Colin Firth. He was, I thought, the perfect Mr. Darcy.
Of course my mother and I bought the six-volume video collection as soon as it was released, which I then stole when I went to college (it was not easy, finding room for six big clunky videotapes in my suitcase, but I managed somehow. I had to leave the box behind). In college I eventually upgraded to the comparatively slim two-DVD box set, which I later bought for my mother as well, thereby atoning somewhat for my earlier theft. I’ve watched it more times than I can count, and could probably recite most of it from memory.
All this to say that there are many, many actors I enjoy, many I would be thrilled to meet. But if I had to pick just one, out of all the actors in the world, I probably would choose Colin Firth. You need to know that going into this story, because you have to understand how very, very few people in the entire world would have warranted my impulsive foray into the world of show business and the somewhat crazy and embarrassing behavior that ensued. What follows is the true story of my only day as a movie extra - it’s long-winded, and purposefully overdramatic, because if you know me, you know that’s just how I am.
* * *
One of my local Twitter friends mentioned a few weeks ago that Colin Firth (and Orlando Bloom, and others) were shooting the movie Main Street in our humble little town. Colin Firth and I are living in the same city! I thought, ecstatically. We are waking up and going to sleep under the same little piece of sky!
Every time I thought about it, it made me smile. It was a little ray of sunshine on cloudy days. “Aren’t you excited,” I said - probably too often - to Dan, “about the fact that we are in the same town as Colin Firth, albeit temporarily?”
“It’s very exciting,” he replied. But I wasn’t sure he meant it. Eventually I took my Firth-ranting to Twitter because Dan is many excellent things, but sadly not a girl, let alone a fourteen-year-old girl.
I wondered if I would see him. I was determined to try. Yet I had to admit that odds were stacked against me. The filming schedule had been posted online for long enough for local bloggers to reprint it, but it was vague at best, and I knew the locations were likely to change day to day. It seemed highly unlikely that I would spot him just hanging around downtown. On the other hand, it also seemed ridiculous and unjust that Colin Firth could really spend weeks on end in my own small town and I would miss him completely. A just God, I felt, would not let that happen. I just need a plan, I thought.
It was my friend Amber who told me that a woman named Maxann was casting extras for Main Street. I emailed her on Monday and sent a photo as requested. She said she thought she might be able to use me this week. I called the next day to follow up.
“Nicole…Nicole…you’re the Asian one?” she asked.
“Uh, I’m Asian, yes.”
“I love your look!” she exclaimed. (Did not respond. Felt sure this was just a showbizzy thing to say.) “I think I can use you,” she went on. “You’re different.”
(Token Asian, at your service, Hollywood.)
A few hours later Maxann’s assistant called me back, with instructions on what clothes to bring (an assortment of office/business casual), where to be dropped off (near the film’s base camp), and my call time: 10:30. “That means you should be here, with paperwork filled out, by 10:00,” she told me. “Filming could take eight hours, twelve hours, fourteen hours. If you come, you have to be able to stay all day. And no cameras.”
I felt strange about Dan taking a day off school for something so frivolous, but he assured me he didn’t mind. So it was with some trepidation but no guilt that I accepted the job as an extra, just for one day.
On Wednesday morning I dressed in a blue cardigan, a black pencil skirt, and my comfiest heels, and tried to remember how to put on makeup. Dan, Abby, and I drove downtown to the address I’d been given. I’ll skip the details, in case the film people would rather not have the location of their “base camp” publicized; suffice it to say that it was a strange, rundown-looking building, almost deserted when I arrived, and I wasn’t sure I wanted to walk in there alone.
Fortunately, while on the inside the warehouse did not look like any place that ought to be associated with the making of a major motion picture, it also did not look like a place where people hid a lot of dead bodies. At the far end, there were several vehicles, which, I later learned, were being used in the movie; there was a big catering cart, where people were already at work prepping for lunch; there were long folding tables and chairs set up as a makeshift cafeteria; and strewn all around were random, dangerous-looking piles of junk and scrap metal and other things you’d expect to see in a seldom-used warehouse.
Maxann and her assistant greeted me and set me to work filling out paperwork. One by one, the other extras trickled in. Most of them already knew Maxann, and wasted no time in regaling each other about past movies, shows, and commercials they’d done. I sat there feeling like the world’s biggest poser. When one of them asked me if I was with “Talent One,” I shook my head and said this was my first time as an extra. I didn’t see fit to mention that I was only there to catch a glimpse of Colin Firth. That would have seemed quite disrespectful to all these aspiring actors and actresses, who were clearly serious about The Craft.
Eventually all the extras arrived, a dozen of us in all, male and female, black and white, short, tall, plump, skinny, all carting bags and suitcases containing various office clothes. For over an hour we sat around, waiting for something, anything, to happen. (That was, incidentally, how most of the day went, with a few exceptions.) I began to miss Abby, and regretted ever signing up for this gig. The warehouse was drafty, and there was a smell I couldn’t and didn’t care to identify.
Finally a young, red-haired, frazzled-looking production assistant appeared, introduced herself as Lauren, and loaded us all into one of the shuttle vans to be taken to wardrobe. We were all quiet on the ride, and she commented how strange that was, for actors. I think everyone was just cold, as the van was air-conditioned to the point of being almost arctic.
As it turned out, “wardrobe” was set up (temporarily) in a small parking lot near a local restaurant, where a scene had just been filmed. Little kids at recess at a school across the street waved at us, and we waved back. “I want to be famous!” they screamed. “Put us in your movie!”
People from wardrobe helped us choose clothes from what we had brought, then gave us their approval. And then we stood around, waiting to be told where we would go next. We stood there for nearly two hours. It would have been a nice day to be outside, were it not for the chilly 30-mile winds and all the pollen in the air. People were soon putting on extra layers and sneezing, and other people began talking about how hungry they were and wondered when they would let us eat lunch, and my skirt and thin cardigan were not really keeping me warm, and I thought, for the dozenth time that day, how kind of sucky show business was, and how much I would rather be with Abigail. The “real” actors in our little group of extras complained about the general disorganization, of course, at the same time acknowledging, “it’s always like this. That’s show business!” (I was like, did you really just say that?) They all seemed to have far more patience for it than I did.
Eventually a shuttle van took us back to base camp, but we were only there long enough to eat lunch. Extras ate last. I loaded up my tray - hey, it was all free, and I didn’t know when I’d get to eat again - and Mark appeared duly impressed when I tucked it all in. “I didn’t think you were going to be able to finish,” he said. (I don’t know why people are always underestimating me.)
As we ate, rumors were flying among the extras about who would be in our upcoming scenes. One woman insisted it would be all three leading men: “Someone told me that Orlando Bloom, Colin Firth, and Andrew McCarthy are in our scene!” People seemed very excited about this, but I didn’t believe it for a second. I was feeling increasingly pessimistic about my chances of seeing Colin Firth at all - it was just my luck - the cast was huge, and what were the odds he’d be in any of the scenes at our designated location?
After lunch they wrangled us back into the van to head to our filming location, finally - one of the civic buildings downtown. It was supposed to be posing as a law office, although of course the lobby did not look anything like the lobby of a law office. Lauren shuttled over with us and shepherded us to the set so the assistant director could place us at various points around the cavernous lobby for a background scene.
It took me an embarrassingly long time to figure out that the super-skinny brunette with the rather pinched-looking mouth was Amber Tamblyn, one of the film’s stars. It turns out her face was pinched because her shoes, as she explained to us in a few well-chosen words, were extremely uncomfortable.
Another young woman and I were the first to be grabbed by the assistant director, just because we were standing near the front, I think. He placed us at the bottom of two large flights of stairs in the lobby and told us we would be walking up together, discussing where to go for lunch, and Amber would walk by us. The propmaster handed me a cup of coffee and a briefcase. He fixed me with an intense stare and said, “These are your props. When the scene is over, I need both of them back. You don’t give them to anyone but me, understand?” I assured him that I wasn’t going to steal his briefcase, but he didn’t look convinced.
The assistant director placed the other extras around the lobby, one behind the reception desk, several near the elevators, one on a bench with a newspaper, one handing a file to the receptionist. Various employees who worked in the building all stood around gawking and grinning at us. It was surreal to be looked and pointed at as if I were a legitimate person of interest.
We walked though the scene once or twice, then filmed it a dozen times. When the director said “background,” we all began moving, and continued through “action” until we heard “cut.” It was a little tedious to walk up and down the stairs so many times, but I was just glad to finally, finally be doing something. And I was glad that my shoes, unlike Miss Tamblyn’s, were comfortable.
When the lobby scene was over, Lauren let us hit up the snacks and beverages table, and then she herded us all into a very cold room to wait for later scenes. Minutes later she took me and several others to an upstairs set to see if the director wanted any of us for an office scene with Amber Tamblyn and a character named Rita. An actor named Mark and I were selected to do a couple of random walk-throughs, but then one of the crew objected to the color I was wearing.
“She’s got on almost the exact same blue as Rita,” she said. “You need to get someone else.”
The director took the time to give me a helpless, half-apologetic look, and then he grabbed another extra, Catherine, for the scene instead. I was a little disappointed, but I really didn’t mind too much - I’d already been in one scene, and it was interesting for me just to watch the filming and see what was going on. I knew that being in actual scenes meant far more to a real actress than it could to me. Plus, Andrew McCarthy walked right by me a couple of times - I mean, he brushed my elbow once - and that was mildly exciting. That man really has not aged in like twenty years.
Eventually nature called, and so I went downstairs to find a restroom and then hit the snack table again. I returned to the room with all the other extras, where everyone pounced on me to ask what happened, who I saw. There wasn’t much to tell.
“Amber and Andrew McCarthy are filming an office scene,” I told them. “And I didn’t get to be in it because I’m wearing the wrong color blue.”
After what seemed like hours, Lauren came back to get a few more extras. “Who’s in the scene they’re filming now?” I asked.
“Same people, Amber and Andrew,” she said. “And Colin is here. He just came in a few minutes ago.”
Colin Firth. On set. Upstairs! My little one-track mind was racing.
I figured I was still wearing the wrong color, but I went upstairs with Lauren and a handful of other extras. It was almost five o’clock. We sat in a little waiting area, just beyond the elevators, while they filmed in an interior office somewhere down the hall. It was very hot, and we couldn’t see much of what was going on.
“I heard Colin Firth was here,” I whispered to Mark.
“Yeah, too bad you missed him,” he said teasingly. Mark had already heard, once or twice, that I was rather fond of Colin Firth.
“You actually saw him?” I exclaimed.
“Yeah we saw him. Couldn’t really miss him, he’s like eight feet tall.”
I sat back in my chair, feeling crushed, and opened my bottle of water. A caterer came by with a big plate of meatballs, and Mark raised his eyebrows in surprise when I refused one. I was beginning to feel forlorn, not to mention a bit desperate. Colin Firth was so close to me! Just down the hall! But how to get to him? Time was running out!
The assistant director reappeared. “These three can go home,” he said, pointing at me and two others. He told Lauren to keep Mark, Catherine, and a couple of others, and to “wrap” the rest of us.
My heart sank. I had no choice; I had to follow Lauren downstairs. Here I had spent the entire day being looked at like a prop, spoken about as if I wasn’t there, rushed from place to place, at the mercy of the most disorganized people I had ever met. I had used disgusting bathrooms, I had stood more often than not, I had face and hands chapped from the wind and miniscule grains of pollen in my eyes, and most of all, I had missed my daughter all day. Sure, I had some fun times, some interesting moments; I met some cool people. But the primary goal - the only goal, really - had not been met. I had just missed seeing Colin Firth.
I had come so frustratingly, heartbreakingly close. And now I was being sent home.
I called Dan to tell him I was done, gave Lauren my timesheet, and said good-bye to the other extras. We had all gotten to be quite friendly during the day, and I found myself both wishing we could keep in touch and knowing that we wouldn’t. They all gathered their things and boarded the shuttle back to base camp, where their cars were parked. But since Dan had dropped me off at the warehouse that morning, I asked Lauren if I could just stay on location and have him pick me up there.
“That’s fine,” she said, and turned to leave with the others.
“Uh - Lauren?” I hesitated, then decided to ask, figuring I had nothing to lose. “Would it be okay if I went back upstairs for a bit - just to watch?”
She considered me for a moment. “Sure,” she said at last. “Tell them you’re waiting for your ride, and that I said it’s okay.”
I hurried back upstairs, trying not to get my hopes up. I had twenty minutes, maybe less, before Dan and Abby would show up. But maybe, maybe that would be enough time, maybe I’d get to see him - just for a second. That was all I wanted, I thought, to see him walk by.
I sank into one of the empty chairs in the little waiting room with the few remaining extras, who all looked at me questioningly. “I’m waiting for my ride, Lauren said I could watch,” I explained. I grabbed yet another bottle of water and tried to prepare myself for further disappointment.
But I had only been sitting there for a moment or two when suddenly a tall, curly-haired, very familiar man appeared in the hallway beyond. I sat up a bit straighter, heart hammering, as he approached.
And then he was there, standing right in front of me - close enough to reach out and touch - wearing a white shirt, jeans, and a light-colored blazer, listening and nodding as someone from the crew talked to him. He glanced around the room and caught me staring at him. We made eye contact. And then he gave me a little nod of acknowledgment…and a smile.
Colin Firth is smiling at me!
I almost died, like, right there.
Then someone told him that a van was waiting downstairs to take him somewhere - back to base camp, or to the hotel, or on to another location; I didn’t catch where. “Right, thanks,” he said, and turned and walked through the glass doors to the elevators.
“See ya,” I said to my fellow extras, before grabbing my things and following him.
Out by the elevators, I saw him talking to a member of the crew, a heavyset bearded man wearing a Tar Heels t-shirt. “I’m just going to take the stairs,” he said. Oh! I thought. He cares about the planet! (I mean, I’m sure he does, but he was probably taking the stairs because that building had some of the slowest elevators on earth.)
He was right there. In front of me. This was my chance.
I approached him slowly, feeling a bit lightheaded, fully aware that this, this right here, this was one of those incredibly rare, miraculous, once-in-a-lifetime opportunities. Colin Firth wasn’t busy, he wasn’t out on the town with his family, he wasn’t shooting a scene, he wasn’t talking to someone about something important. If he were doing any of those things, of course I couldn’t and wouldn’t have interrupted him, but as it was, it was literally just him and me - him and me! - well, him, and me, plus a random crewman who wasn’t even paying attention to us anymore.
“Excuse me, Mr. Firth?” I think it’s possible my voice was shaking. Just a little.
“Yes?” he said, encouragingly.
“I’m sorry to bother you, but I’m a huge fan, and I just wanted to tell you how much I enjoy your work,” I said, all in a rush. (I think I managed not to sound as though I’d been sucking helium on set, although frankly it was hard to hear my own voice over the faint roaring in my ears.)
“Thank you. That’s very kind of you.” He smiled. Again. It was kind of a tired smile, also a little wary, but it was still wonderful. My knees felt distinctly weak.
“Would it be too much trouble to ask you to sign an autograph?” I asked, trying to rummage in my bag for a pen and my Moleskine without breaking eye contact with him.
“Of course,” he said politely, and watched me forage for something to write on.
“Here’s a pen,” said the crewman, who was probably pretty amused by this time.
“I have a pen,” I answered, distractedly. Argh! I am keeping Colin Firth waiting! Why are there suddenly fifty million unimportant things in this bag? Should I have him sign my copy of Northanger Abbey?
Both men either took pity on me, or realized they had only one chance of getting rid of me this century, and began hunting in their pockets for something to write on. It was all becoming fairly ridiculous when Colin suddenly said “Here,” and tore off a piece of paper that had been taped to the front of his manila envelope. He flipped it over to write on the back, and I handed him my pen and Northanger Abbey to use as a hard surface.
“Right. What’s your name?” he asked me. …For the restraining order.
Colin Firth just asked for my name! “Nicole!” I supplied quickly.
“To…Nicole…” He paused for a second, and I could almost see the wheels turning in his handsome curly head: Hmm, what to write to this total stranger who has accosted me on my way out the door?
While he wrote, I think I said something inane about being one of the extras, just for today, and he said something like “ah, very good. Hope you enjoyed the experience.” He finished scribbling, signed his name with a practiced scrawl, and handed paper, book, and pen back to me.
“Thank you,” I said, and smiled what was, for me, considering the moment, almost a normal smile. “I hope you enjoy the rest of your time in North Carolina.”
“Thank you,” he said, and shook my hand with one last smile. “Good luck to you.”
He turned and pushed open the door to the stairwell, while I put his autograph inside my book and put book and pen back in my bag. He realized I was following him to the stairs, and held the door open for me.
Colin Firth is holding the door for me!
I said thank you.
As we walked down to the first floor, I tried to keep a few steps behind him, maintaining a respectful distance so he wouldn’t think I was about to attack or something.
Colin Firth and I are alone in a stairwell!
At the bottom of the stairs he paused, and held the door for me again.
I said thank you.
He stood to one side and kind of waved me into the lobby. I decided to assume he was doing it to be a gentleman, and not because he wanted to be able to see my hands/watch me for any sudden movements. I said thank you for the hundredth and last time, and wished him a good evening as he walked through the revolving doors and out to the van waiting at the curb. Several loitering crew members said good-night to him, all cool and nonchalant and “bye Colin, see you tomorrow.”
I watched him go, clutching the bag that now contained his autograph.
The real receptionist had left for the day, and the night security guard was seated at the front desk. I gave him a huge grin, like, hey, total stranger, I just had one of the best days of my entire life. He smiled back at me, no doubt thinking I was a special person. Felt sure Colin Firth would agree.
I turned back to the doors, looked at the spot where I had just been standing with Colin Firth, made sure none of the crew were looking, and then I hopped up and down a few times. Just a few. My feet were really hurting by now.
Outside, the sun was shining and the wind had died down; it had turned into the perfect early spring afternoon. Perfect, of course, in more ways than one.
I called Dan en route and filled him in. I called my mother. I called Kathleen, my college roommate, with whom I have watched the entire Pride and Prejudice miniseries on more than one occasion, and left her a long, rambling voicemail that steadily escalated in both pitch and volume.
It wasn’t until much, much later, as I was getting ready for bed last night, that I remembered to thank the God I now, more than ever, believe in for indulging me in this one tiny thing.
Thank you, I thought, with a tired, dreamy smile. If you had anything at all to do with today, that is. Probably you were busy elsewhere. But if it was you, it was really, really nice of you.
Really, really nice. Just like Colin Firth. What a gentleman.
Earth Day? Try Colin Firth Day. 04.24.2009 by nikki
Earth Day? Try Colin Firth Day. 04.24.2009 by nikki Обычный день? А что если Колин-Фертовский? Дамочка возраста – до 30, похоже, сначала доооолго рассказывает, как 14-ти лет с мамой они вместе смотрели ГиП, потом кассеты купили, которые она потом тайком утащила в колледж, но позже купила ДВД не только себе, но и маме, тем самым искупив вину за старую кражу. Влюбилась в Дарси, словом.
Ну а потом она оказалась в Дареме, где оказался на съемках сам Колин! Надежды на случайную встречу были слабые, и ее надоумили попасть в массовку. Позвонила – и ее взяли – похоже, за азиатскую внешность. Но в назначенный ей день выяснилось, что ее синяя одежка неподходящего цвета и ей сказали – свободна. Колин уже был наверху здания – она пропустила его появление. Но все же она поднялась наверх – он был там! Но собирался уже вниз – ему сказали, что фургон его ждет. А она не занята – значит... пошла за ним. Они встретились глазами и он типа улыбнулся... Аммм... Сие не все. Она обнаглев окончательно, сказала, какая она его фанатка и обожает его роли и просит автограф. Но вот пжалста – в такой решающий миг не может найти ни ручки, ни бумажки. В итоге Колин и его спутник поняли, что единственный способ избавиться от нее – это найти реквизит самим. Так она получила автограф Колина на кусочке, оторванном им от конверта. - Как вас зовут? – спросил он. И написал: «To Nichole Good to meet you Best Colin Firth» - Николь Рад был встретиться Колин Ферт.
В общем, потом они вместе спускались вниз, и он открывал ей двери, дважды!!! Колин Ферт придерживает ей двери! Они идут ну почти вместе по лестнице! Ооо!!! И вот он исчезает за крутящейся дверью к ожидающему автомобилю, а она еще несколько раз – никто не подсматривает? – пробегает туда-сюда в том месте, где только что она стояла с НИМ! Гыыыы....
Там я пишу, что... Это явно не по одноименному роману С.Льюиса, и вряд и римейк одного из пяти чтоль фильмов с таким названием. Это пьеса сценариста с двумя Оскарами Horton Foote. Просто название закрепил за такой центральной улицей городка одноэтажной Америки - Льюис. Это своего рода символ деловой активности городка. Если он невелик.
На форуме фильма на ИМДБ почти исключительно разговоры возбужденных местных жительниц Дарема о съемках и фактически ничего о сюжете. Несомненно, фильм о нашем времени, ну, может о 80-90-х годах. Не раньше.
Один юзер спрашивает: А с какой это стати Дарем - маленький городок? Тут же не 10, а 200 тыс. жителей. Второй отвечает: ...здесь в Сев.Каролине с полдюжины городков с заброшенными табачными магазинами, у которых мало шансов возродить бизнес и занятость, и которые более похожи на "Дарем" из сценария. Но таков замысел знаменитого сценариста, недавно скончавшегося Хортона Фута, которого впечатлило запустение и отсутствие деловой активности на Main Street Дарема. Отсюда и название фильма.
Хотя, вдруг когда увидим фильм - может, что-то там будет "по мотивам".
Ну что, трудно сказать, каков и что за фильм, но вполне можно ожидать как хорошее пособие по любованию. И это неплохо, ибо не-ромкомы всегда в дефиците. Так что впечатляет заранее, но вот кто увидит сей фильм кроме окрестностей Дарема (ну, Америки этой) - даже не угадать. Пока никаких перспектив.
Отправлено: 29.11.09 01:01. Заголовок: Фильм обещает быть и..
Фильм обещает быть интересным)) Плакат немного напоминает по стилю с плакатом Королей улиц. P.S. Тут кто-то говорил,что мало молодых поклонниц у нас.Я бы так не сказала
Отправлено: 28.12.09 14:44. Заголовок: В одной длинной стат..
В одной длинной статье о совсем ином фильме есть такое замечание об этом фильме:
Burstyn just finished working on Main Street with Orlando Bloom, Amber Tamblyn, Patricia Clarkson and Colin Firth. Burstyn called the movie "a beautiful film" but is still concerned about finding a distributor.
[Aктриса] Бёрстин только что кончила работу в фильме "Главная улица" ... Она говорит, что это прекрасный фильм, но обретение дистрибьютора для его проката до сих пор проблемно.
Отправлено: 27.04.10 16:47. Заголовок: На сайте дизайнера ф..
marisha Правильно понимаешь, они самые.
На сайте дизайнера фильма Кристофера Новака появилось слайд-шоу с кадрами из фильма (спасибо Lily за наводку! ). Картинки интересные, только у фильма с распространением до сих пор полные непонятки, увы.
Зарегистрирован: 23.08.10
Откуда: Россия, Канск, Красноярский край
Отправлено: 11.10.10 11:15. Заголовок: Romi вот спасибо! Я ..
Romi вот спасибо! Я уж начала думать, что фильм ляжет на полку, как и "Месяц в деревне"... Ещё и потеряется потом, ни дай бог Интересно увидеть Колина в роли негодяя (я так поняла, что он там хитрыми манёврами чего-то хочет напакостить городку ) Каков на кадрах, а! Строен, подтянут, сексуален... Пиджачки с этими замшевыми (?) вставками меня прикалывают, ещё со времён "Крутого Уокера" Будем надеятся,что фильм дойдёт до нас хотя бы до Нового года!
An up-and-down affair, “Main Street” has plenty going for it, but there are some potholes to clean up.
Sporting one heckuva cast, with a spectacular performance by Ellen Burstyn as Georgiana, a sassy old Southern gal who is the only one left to take care of her family’s Durham, NC estate, complete with an empty warehouse that once house tobacco, but now sits empty.
She decided to lease the place, and does so unknowingly to a man who is storing toxic waste (Colin Firth, doing some kind of odd Texas accent), but whose presence in the town has potential to revive its flagging economy.
On the other hand we have a trite anti-romance, with a young woman (Amber Tamblyn) tiring of her already toxic hometown. She’s dating her married boss (Andrew McCarthy!!), but has a content cop (Orlando Bloom, channelling Clifton Collins Jr.) begging for her affections. She’s feeling the urge to fly from the next, but is afraid to.
It’s these conflicting stories, meant to intertwine, that derails the film. They don’t gel properly, and I found myself wondering what was happening in Burstyn’s storyline whenever Tamblyn’s popped up. The film meanders from one storyline to the next, with the only common theme being parents worrying about their children.
The cast is borderline amazing, adding Patricia Clarkson as Georgiann’s neice and Tom Wopat (!) as Tamblyn’s stepfather.
Firth is very good, and shares some tender moments with Clarkson’s character, who brands him a villain from the start. But he seems a stand-up guy. Firth stretches a bit, considering he doesn’t use his considerable charm and sharp wit, instead replacing it with a sort of slack-jawed sincerity to the role, where he could have been slimier.
I had a good time with the characters in this film, but I wish it had been two different films I saw them in. Still, “Main Street” for the most part is a parade worth seeing, even if there are a few floats in disrepair.
Статейка, правда, написана на редкость мутным языком, так что перевод довольно приблизительный, сорри. Главная улица
Джо Ширер 14 октября 2010 В этой неровной ленте многое может понравиться, но есть и рытвины, которые стоило бы заделать.
В фильме великолепный актерский состав, с потрясающей игрой Эллен Берстин в роли Джорджианы, бойкой пожилой южанки, единственной оставшейся владелицы семейного имущества в Дареме, Северная Каролина, о котором кроме нее некому позаботиться. Имущество состоит из помещения склада, в котором когда-то хранился табак, а теперь он пустует.
Она решает сдать склад в аренду, и по незнанию сдает ее человеку, который занимается хранением токсичных отходов (Колин Ферт, изображающий несколько странный техасский акцент). В то же время его присутствие в городе создает потенциал для оживления угасающей городской экономики.
С другой стороны, в фильме имеется и тривиальная анти-романтическая линия, в центре которой молодая женщина (Эмбер Тамблин), уставшая от жизни в этом уже отравленном городке. Она встречается со своим женатым боссом (Эндрю Маккарти), и еще у нее имеется на все согласный ухажер-полицейский (Орландо Блум, загримированный под Клифтона Коллинза младшего), который пытается добиться ее благосклонности. Она чувствует порыв вылететь из (гнезда?), но боится.
И вот эти две конфликтующие истории, которые по замыслу должны были переплетаться в фильме, на самом деле сбивают его с рельсов. Они не сливаются должным образом в единое целое, и я, к примеру, ловил себя на том, что каждый раз, когда действие переносилось на сюжетную линию Тамблин, с нетерпением ждал, когда оно вернется к сюжетной линии Берстин. Фильм тыркается от одной линии к другой, при этом единственная общая тема, которая их связывает — тема родителей, беспокоящихся за судьбу своих детей.
Актерский состав на изумление хорош, можно упомянуть еще Патрисию Кларксон в роли племянницы Джорджианы и Тома Уопата в роли отчима Тамблин.
Ферт очень хорош, и у него есть несколько нежных моментов с героиней Кларксон, которая с самого начала видит в нем негодяя. Но он кажется слишком прямолинейным парнем. Ферт здесь несколько напряжен, он решает не пускать в ход свое могучее обаяние и острый ум, заменяя их несколько прямолинейной и однозначной искренностью в роли, где он мог бы быть и померзее (slimier).
Мне в целом понравились персонажи этого фильма, хотя я предпочел бы, чтобы это были герои двух разных фильмов, а не одного. И все же "Main Street" по большей части стоит того, чтобы его посмотреть, даже если там и не все получилось удачно.
Ферт здесь несколько напряжен, он решает не пускать в ход свое могучее обаяние и острый ум, заменяя их несколько прямолинейной и однозначной искренностью в роли, где он мог бы быть и померзее
Отправлено: 15.10.10 11:15. Заголовок: Den пишет: Как инте..
Den пишет:
цитата:
Как интересно! Что бы это значило?
Дословно — Firth stretches a bit, considering he doesn’t use his considerable charm and sharp wit, instead replacing it with a sort of slack-jawed sincerity to the role, where he could have been slimier.
Я, честно говоря, тоже не совсем поняла, что именно он имеет в виду. Чего-то в игре Колина ему не хватило — судя по всему, мерзости какой-то.
Колин Ферт, изображающий несколько странный техасский акцент)
Видимо, на этот раз, он все таки не англичанин. Не помню, какой акцент был в "Тысяче акров", но Колин, говорящий по-американски, это само по себе интересно.
Зарегистрирован: 23.08.10
Откуда: Россия, Канск, Красноярский край
Отправлено: 16.10.10 15:57. Заголовок: Carrie , ты молодец ..
Carrie , ты молодец такая! Занимаешься переводами нам на радость! Значит, откровенного негодяя из Колина не вышло... Это ж самый смак! А американцам вечно нужно всё разжовывать - уж ужели негодяй, значицца обязательно страшный. А если молодец, так и красавчик! Хе-хе... *напевая* "А мы подождём, под дождём..." (уходит)
Отправлено: 26.01.11 12:04. Заголовок: Ну что, посмотрела я..
Ну что, посмотрела я "Главную улицу". Впечатления довольно неоднозначные — в принципе, я готова целиком и полностью подписаться под мнением того товарища, Джо Ширера, чей отзыв я переводила в начале этой страницы. Все так и есть. Вроде интересная заявлена тема, социальная с экологическим уклоном, и при этом не имеющая однозначных решений "за" или "против"; из этого материала, в принципе, мог бы получиться очень острый проблемный фильм, и я прекрасно понимаю, почему Колин согласился в нем сниматься; ему эта тема как раз очень близка. Но вот то, как эта тема реализуется, вызывает скорее разочарование своей скомканностью и незавершенностью. В общем, это тот случай, когда очень чувствуется, что сценарий написан 92-х летним стариком (последний сценарий Хортона Фута), а фильм поставлен неопытным новичком (режиссерский дебют Джона Дойла). Чего-то этому фильму явно не хватило, при достаточно хороших вводных и блестящем, очень сильном актерском составе. Не хватило прежде всего связности между двумя сюжетными линиями (линия Блумыча там вообще непонятно к чему — вернее, понятно, но переплести ее с основной можно было бы и повнятнее, ИМХО), логики в развитии характеров (все такие внезапные, включая героя Фёрта ), ну и завершенности какой-то, что ли. Финал настолько нарочито-картонный, что остается только руками развести и вопросить "шо это было"?.. ), а вот с техасским "прононсом", боюсь, переборщил слегка. Но это на мой дилетантский взгляд, тут надо будет самих американцев почитать, как они это восприняли. Мне лично показалось, что это как раз тот случай, когда дубляж можно будет счесть благом — и для Колина, и для Блумыча.
Ну а в целом, несмотря на все вышесказанное, мне фильм скорее понравился, тем более, что ничего особенного я от него и не ждала. Очень красиво и с любовью снят старинный дом, в котором живет старушка, да и вообще операторская работа в фильме неплоха. То есть, фильм нельзя отнести к разряду явных и катастрофических неудач, хотя меня не покидает ощущение, что в более умелых и опытных руках он мог бы значительно выиграть. Ну и насчет акцента Колина, повторюсь, не уверена, насколько ему нужно было это делать. Может, и хорошо, что фильм до американской публики не дошел, а то он сейчас мог бы скорее подмочить его "королевскую" репутацию в Голливуде, как мне кажется. Во всяком случае, язвительный тон отдельных статеек предугадать легко. Так что все, что ни делается — к лучшему.
Теперь по поводу перевода. Субтитров, к сожалению, нет никаких, и это сильно затрудняет техническую сторону задачи, т.к. придется осваивать субтитровый софт, чтобы их прописать. С пониманием на слух у меня лично проблем не возникло, даже искаженную этим чертовым акцентом Колинову речь я процентов на 90 разобрала с первого раза, а остальных и подавно понятно — it's not bloody Shakespeare, в конце концов. Так что если бы кто-нибудь взялся за техническую сторону создания субтитров, сами диалоги я могла бы перевести потихоньку, когда с "королевским спичем" разберемся. Впрочем, может, появится в ближайшее время закадровый перевод, раз фильм уже выложили на наших трекерах, без перевода же его не оставят?
Отправлено: 05.02.11 18:55. Заголовок: И я посмотрела вчера..
И я посмотрела вчера этот фильм. Уже, если честно, забыла статью-отзыв, которую любезно перевела Carrie . Фильм смотрела внимательно, все пыталась понять, что хотели сказать создатели. Нет, многое, конечно, понятно, темы экологии, отцов-детей, проблемы маленьких городков, но... Перечитала пост самой Carrie, и увы, добавить что-либо трудно, правда. Сначала меня даже поразил некий образ вроде бы циничного и решительного Гаса Лероя в исполнении Колина, ух ты! - решила я, похож на современного дельца без "чести и совести" Действительно, прекрасная актерская игра, очень естественны женщины. Дом хорош с его прямо-таки живой историей, проникаешься переживаниями героини Эллен Берстин. И все же что-то меня заставило не говорить о фильме "не понравился", я потом все возвращалась мыслями о нем, даже во сне видела многочисленные склады... Наверное, что-то осталось в душе?
Колина, ух ты! - решила я, похож на современного дельца без "чести и совести" Однако по ходу действа что-то куда-то исчезает, и алогичность характера становится очевидной, чисто мое ИМХО, конечно.
Вот-вот, очень непоследовательно показан характер, мне тоже так показалось. В принципе, можно было бы принять такую трансформацию, но если бы она действительно хоть как-то объяснялась в фильме. Нет, там была, конечно, попытка это объяснить, но какая-то не слишком убедительная, ИМХО. Драматизьму явно маловато для такого "переворота сознания". А если сознание изначально было не таким уж и "бессовестным", тогда надо было его несколько иначе показать в первой половине фильма, что ли. Там только старушкина непоследовательность выглядит более или менее естественно, поскольку ей по возрасту это извинительно.
marisha пишет:
цитата:
Короче, акцент показался странным, хотя слушать голос все равно приятно, тут ничего не поделать.
Это да, это безусловно.
marisha пишет:
цитата:
Наверное, что-то осталось в душе?
Ну, снят он действительно неплохо, в плане операторской работы и особенно художника-постановщика. Интерьер дома, повторюсь, очень живописный, бочки эти желтые опять же, хорошие крупные планы и т.д.
Разочарована фильмом, какой-то он вялый и пресный. Видимо, у авторов были намерения снять что-то серьезное, но в результате вышло довольно скучно. Понравились отдельные моменты: старая Джоржиана, Патриция Кларксон тоже неплохо играет. Зачем к основной сюжетной линии приплели полицейского с его деушкой, я не поняла. Может быть, для иллюстрации безвыходного положения городка - девица ведь так никуда и не уехала. Колина я, кажется, никогда не видела таким тусклым, его герою как будто надоело все. Какая-то чеховщина плюс кризис среднего возраста...
Зарегистрирован: 07.04.11
Откуда: Россия, Дедовск, Московская обл.
Отправлено: 15.07.11 13:56. Заголовок: Тоже хочется внести ..
Тоже хочется внести свою лепту в обсуждение . По общему впечатлению ППКС предыдущим ораторам: понравились женские персонажи (у Д. Карр такая великолепная старушка получилась, ну очень жизненная ), даже второстепенные. Невеста полицейского, имхо, вполне адекватно показала, что родителей она, конечно, любит, но так ее все достало, и их забота в том числе. Харрисон (полицейский) – «хороший мужик, но не орел»(с), и вряд ли будет решающим фактором при отъезде; а эпизод на качелях вызвал отчетливое ощущение дежавю (видимо, теперь любая подобная сцена еще долго будет ассоциироваться с ГиП2005 ). Кстати, не факт, что Мэри в итоге не уедет: ну да, Харрисон не лузер, но ей-то он не особо нужен (или все же она его любит, а поняла это только после аварии?). Невнятный финал, вызывающий недоумение, плохо связанные сюжетные линии. Странный акцент – такое впечатление, что у Колина что-то во рту.
А вот Гас Лерой показался мне не таким, как остальным. (Может, потому что начиталась отзывов и ожидала откровенного негодяя, пусть и обаятельного?)
marisha пишет:
цитата:
Колина, ух ты! - решила я, похож на современного дельца без "чести и совести"
Почему без совести? Емнип, он никогда не скрывал, чем занимается его компания, и старушку пытался поставить в известность до заключения договора. И то, как отнесся к возможному расторжению контакта: не новичок ведь, прекрасно понимал, что деньги старушка наверняка потратила. А начав решать вопрос через адвокатов, можно было его растянуть на достаточно долгий срок. Предложение насчет месяца – акт доброй воли. Да, скорее всего, Лерой рассчитывал, что женщины передумают, но гарантий-то никаких. Лерой – джентельмен, последним садится за стол, встает, когда входит женщина. Искренне переживает после неловкой фразы о продаже дома. Извиняется, накричав на рабочего (формально, но мог и этого не делать). А по поводу его жизненной позиции … Ну вот представьте: такой компании нет, все утилизируют отходы самостоятельно. Качественно захоронить – это дорого, а для мелких производств вообще неподъемно. Значит, большая часть отходов втихаря выбрасывается в атмосферу, воду, попадает в почву. Вместо одного большого могильника – куча мелких, никак не обслуживаемых и безнадзорных. С этой точки зрения, компания по токсическим отходам - благо. Тем более, что в городке предполагается только перевалочная база, не утилизация. Контейнеры соответствуют всем стандартам, аварий до этого момента не было. То есть предлагая сотрудничество, Лерой может искренне считать, что это принесет городу только пользу.
Ярве пишет:
цитата:
Колина я, кажется, никогда не видела таким тусклым, его герою как будто надоело все.
Да, так и есть, т.е. не Колин тусклый, а его герою все надоело. Вполне закономерно – уже под сорок (или даже больше), карьера не получилась, семьи нет. И сам он об этом: «Надоело быть черлидером компании». Когда убеждает чиновников на городском совет – слова вроде правильные, а глаза не горят; это в двадцать хорошо флажками размахивать и распевать корпоративные гимны. А после аварии приходит понимание двух вещей: во-первых, не так все безопасно, как ему представлялось. И во-вторых, в критической ситуации от него реально ничего не зависит, он просто не нужен. Мало того, Лероя сделали козлом отпущения. Имхо, реакция Лероя достаточно логична, копилось в нем все это давно, и тут сработал переход количества в качество. Ну, то есть для меня Лерой – персонаж с достаточно стройным характером, или по крайней мере мог таковым быть по сценарию.
Фильм буду пересматривать, ну хотя бы чтоб убедиться – права я или увидела то, чего нет .
Отправлено: 03.08.11 22:42. Заголовок: Посмотрела и не прон..
Посмотрела и не прониклась. Очень похоже на советский производственный фильм брежневских времен. Проблема переработки отходов важна, но видимо ею должны заниматься профессионалы, а не средней руки киношники. Колина в фильме много, но он не сверкает. Вероятно режиссер не давал ему развернуться ( мое ощущение). Потому что если он заиграет в полную мощь, то остальные актеры этого фильма просто увянут рядом с ним. Пожалуй только старушка смотриться неплохо. Полицейский слишком гламурный. А хуже всех Патрисия. Весь фильм проходила с невозможно кислой мордой, при одном ее виде лимон уже не нужен. Уже не первый раз ему не везет на партнерш. То ненормальная Ума. То безобразная ХХ. Да и Минни Драйвер мне не нравится , слишком много гримас и кривляний. Для исправления настроения после этого фиильма нужна большая доза ДБД1.
Отправлено: 03.08.11 23:30. Заголовок: У меня две версии: 8..
У меня две версии: 83 минуты и 93. Кто обкорнал фильм, не знаю... Но эти 10 минут какое-никакое значение имеют. Правда, у них нет перевода. Но даже без него лента получилась цельнее. И хотя я согласна с предыдущими ораторами (тоже не прониклась), на мой взгляд здесь и режиссер никудышный — весь фильм жевал жвачку. Впечатление, что актеры весь фильм примеривались к своим ролям, репетировали, а режиссеру большего и не нужно было.
Отправлено: 05.08.11 11:21. Заголовок: Прошу прощения, что ..
Прошу прощения, что не ответила, замоталась. Но за меня уже ответили, кто такая ХХ, я ее еще и не так обзываю, очень неприлично. В Реальной любви Аурелия тоже не красотка, но получилась очень гармоничная пара, к сожалению не везде ему везет.
Зачем? Странно. У Колина много гораздо приятнее фильмов, которые давно пора перерелизить, а Секретный Женский Смех наконец выпустить. А этот... ulan1408 пишет:
Отправлено: 02.06.12 23:32. Заголовок: Посмотрела на днях. ..
Посмотрела на днях. Хочется попросить переснять финал )) Потому что с момента аварии всё сумбурно и... никак. И ещё, очень хочется попросить заменить партнёршу, потому что это провал любовной линии, что низзя-низзя. В остальном, персонаж Колина хоть и сказочный (эти добрые глаза, его терпение, искренность не дельцовская, такие хорошики в подобных сферах обычно не выживают), он не картонный и понятный. В целом после фильма зритель получает многоточие. Зритель не заполняется, ёрзает на стуле и начинает скачивать новый фильм. В нашем случае - с Колином ))
Поздравляю форум с новым активным человечком, которому есть что сказать, который замечательно артикулирует свои мысли, мнение которого оригинально и интересно. Теперь по теме. Фильм запомнился мне тем, что КФ приехал на съёмки с детьми, они были в замечательных естественно-научных музеях, разных увеселительных местах города, кажется в зоопарке, все были в полном восторге. Больше сказать о фильме нечего, это самое положительное. Ну кроме того, конечно, что в нём играет Колин Фёрт, который никогда не халтурит, но, к сожалению, и он не волшебник.
Сам фильм и анонсы новинок ДВД удалила. Правда, тут файлы сделаны были так, что все "добои в кучу" получились. Если, вдруг, кому интересно и кто умеет монтировать ДВД-формат на компе можете попробовать как-нибудь это исправить Мне тут как-то посоветовали программу как раз для этого, но я не поняла как на ней сохранять готовое видео... называется "MPEG Video Wizard DVD 5.0" Если, кто поможет, сделаю сама (инструкция на английском на сайте программы)
Ul@, А как эти девочки забавно охают и ахают! Так радуются, аж дыхание у них перехватывает. Понимаааю Такой высокий, так улыбается, шутит. Отзывчивый и наиприятнейший. Так горжусь им!
Не то слово!!! Специально перешел через улицу, что бы пообщаться с девчонками!!! Небось в своё законное свободное время... Какой же он милый!!! Душка!!!
Отправлено: 09.04.13 18:15. Заголовок: Ну вот посмотрела я ..
Ну вот посмотрела я Главную улицу. Когда шел дождь упорно ждала,что будет авария, отходы разольются и полицейский с девушкой отравятся ими. И вот над их бездыханными телами персонаж Колина раскается. Вот тогда на мой взгляд преображение его характера было бы обоснованно. А так действительно непонятно чего его так совесть замучила... Очень невнятный конец....Зато получила эстетическое наслаждение,когда Колин выступал перед городским советом.
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Отправлено: 14.04.13 17:04. Заголовок: ЕленаК , какая ты кр..
ЕленаК , какая ты кровожадная... Зачем же Блума-то убивать... Думаю, что ему, как умному человеку не нужно было таких страстей, что бы всё понять и раскатятся... А мне немного жалко было, что у него с племянницей хозяйки складов ничего не вышло... Хотя... как раз всё, может быть, наоборот... Раз забросил свои отходы, то будет у них совет да любовь...
ЕленаК пишет:
цитата:
Зато получила эстетическое наслаждение,когда Колин выступал перед городским советом.
Ага и мне тоже... Так пламенно и уверенно, что если бы ни эта авария, то всё бы у него получилось... Кстати, а он-то чем виноват? Всё организовал правильно... Как он мог предусмотреть, что будет такой ливень и так скользко...
Отправлено: 15.04.13 10:06. Заголовок: Как умный человек он..
Как умный человек он сразу должен был понимать,что размещение опасных отходов на территории города, вблизи домов чревато всякими нехорошими ситуациями. Просто мне в начале показалось,что его персонаж озабочен только продвижением карьеры в своей фирме,город и жители ему нужны только для реализации своих карьерных планов. Для меня его преображение выглядело неубедительно. Естественно, Колин сыграл убедительно, но сами поступки его персонажа не очень убедительны. А по поводу племянницы хозяйки - меня уже давно злит,что у Колина очень-очень мало достойных партнерш. И здесь какая-то сушеная вобла. Не, не хочу чтоб Колин с ней любовь играл. Она мне Хелен Хант напомнила
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет