Это единственный пока фильм с КФ, который я пересмотрела от начала до конца целых 4 раза, и каждый раз открывала для себя что-то новое, раньше мной незамеченное.
В первый раз, честно говоря, сначала смотрела вполглаза. Думала, что это очередная ерунда на тему «твори добро и будет тебе «щастье», хотя в жизни так почти не бывает. Ожидала, что нам покажут, как, помогая несчастным, обретет смысл жизни Марк, а потом, возможно, и его жена, и будеть им всем полный
хенде-хох хеппи-энд. Поэтому мое внимание фильм начал привлекать уже ближе к концу. А когда кино закончилось, поняла, что очень хочу посмотреть его сначала, новым взглядом.
А еще я дважды перечитала комментарии форумчанок к этому фильму и очень хочу поделиться своим мнением (потерпите, ладно?)
Начну, пожалуй, с Роберта.
Carrie пишет:
цитата: |
Это совершенно немотивированное убийство, да и вообще немотивированная агрессия Роберта в тот момент, когда судьба, казалось, действительно дает ему шанс... Т.е. финал, как мне показалось, не проистекает из внутренней логики персонажей |
|
Мне показалось, что у Роберта как раз ничего не налаживалось; ни выход из тюрьмы, ни возникшие отношения с Мишель его не изменили. Объясню почему.
Нам показывают несколько эпизодов, которые совершенно четко демонстрируют, что Роберт – это человек, который, во-первых, совершенно не ставит во внимание чужие чувства и который не стесняется вторгаться в чужую жизнь только потому, что ему так хочется.
Когда он приходит в отель, где работала его мать, говорит девушке, сортирующей белье: я знаю, что она совершенно не хочет меня видеть, но
я хочу видеть ее. И еще в той сцене, когда он не стесняется среди ночи разбудить беременную женщину (Мишель), только чтобы заявить ей, что «ничего такого» он не держал в уме, а просто хотел вместе выпить кофе.
В общем, даже с нашим менталитетом такое поведение вряд ли назовешь корректным; что уж говорить об англичанах с их принципом минимального вмешательства в чужую жизнь.
Во-вторых, это человек, который не стесняется взять то, что ему не принадлежит, только потому, что ему так хочется (или потому, что он считает, что это ему нужно). Это я сейчас о покупке цветов. И второй букет, мне показалось, что он просто украл – слишком уж странно он его держит под мышкой, когда отходит от продавца, и та мелочь, с которой он подходил к магазину, кажется, так и осталась зажатой в его руке.
И после этого, когда он отдает цветы дочке Мишель, он говорит: «Я купил для вас цветы». Понимаю, что ему неловко было бы сказать правду, - «украл», - но мог хотя бы сказать «Я принес вам цветы». То есть, здесь я вижу его третье качество – стремление выдавать желаемое за действительное.
Еще одна его отрицательная черта, показанная задолго до момента убийства, - это зависть. Зависть к материальному благополучию других людей (когда он идет по улице с Мишель, и она говорит, что ей чужого не надо, а Роберт заявляет, что он не отказался бы от части того, что принадлежит этим богачам), а также зависть к их социальному статусу (опять же в разговоре с Мишель что-то вроде «хочу уважения» и «надоело, что относятся предвзято»).
И это говорит человек, который нигде не работает и даже не пытается устроиться на работу, который ничего не делает для того, чтобы его начали уважать, и который живет на социальное пособие, то есть на деньги Марка и тех людей, часть имущества которых он бы не отказался получить.
Ну и еще показана его жестокость ближе к концу фильма, когда Мишель во время схваток обращается к нему за помощью, а он никаким образом не реагирует на ее просьбу, хотя прекрасно знает, что помочь ей некому.
Поэтому убийство, совершенное Робертом в конце фильма, мне кажется вполне логичным и проистекающим из его характера. Похоже, в галантном отношении к Мишель за деланной вежливостью он показывает себя не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким хочет казаться.
Знаете, когда-то в детстве у меня был сосед, который в общей сложности провел в тюрьме 22 года. Он вел себя очень вежливо. Кажется, я никогда не встречала более вежливого человека. Летом он часто ездил на рыбалку и потом раздавал соседям кучу рыбы. Абсолютно бескорыстно. Но эта его вежливость была такой, что мороз продирал по коже. Было совершенно понятно, что стоит возразить этому крайне вежливому человеку полслова, и разразится такой шквал агрессии, что мало не покажется. Даже я это чувствовала, хотя мне тогда было 12-13 лет.
В моем понимании Роберт именно такой человек. Правда, в игре Карлайла этой скрытой агрессии не чувствуется. Не могу сказать почему? То ли так было задумано, то ли актер не дотянул до нужного уровня. Соглашусь в этом с Liss.
Liss пишет:
цитата: |
Линия Карлайла... на мой взгляд недодумана... Либо не доигрывает, либо финал спонтанно родился. |
|
Возможно причина в том, что диалоги не были изначально прописаны. С одной стороны, это придало фильму достоверности и непосредственности, но с другой, в итоге, никто не позаботился о том, чтобы сделать истинную сущность Роберта более очевидной.
Хотя, хочется верить, что все же так было задумано, чтобы зритель сам немного подумал и догадался. Потому что подсказки в фильме были.
Carrie пишет:
цитата: |
Известие о смерти матери не показалось мне достаточной мотивацией для того, чтобы идти и убивать первого встречного, вызвавшего твое раздражение. |
|
У меня вот какие соображения о том, почему Роберт сначала потянулся к Мишель, а потом так грубо ее оттолкнул:
Роберт приехал в Лондон специально для того, чтобы встретиться с матерью. Он сам говорит об этом в начале фильма. С матерью у него очень сложные и напряженные отношения (об этом он тоже говорит не раз, когда разыскивает ее по отелям и магазинам). Он хочет предстать перед ней совершенно новым человеком. Таким... абсолютно правильным. Который полностью порвал с прошлым, который заботится о несчастной женщине и двух чужих детях. Для него Мишель – не любимая женщина, а часть имиджа.
Когда он узнает о смерти матери, он понимает, что все это уже ни к чему. Исчезла мотивация, которая руководила его поступками. И когда Роберт плачет и говорит, что «хотел иметь семью», то он под семьей имеет в виду не жену-детей, а мать. А все остальное нужно только для того, чтобы завоевать расположение матери.
У Роберта в этом плане психология подростка: или все, или ничего. Такие люди часто становятся преступниками, потому что, как и неблагополучные подростки, не умеют сдержать свою агрессию и вовремя остановиться. Поэтому, ИМХО, Роберт не больной человек. Психически он абсолютно здоров. Просто он так и не стал взрослым, не научился нести ответственность за свои поступки, и не хочет этому учиться.
В моем восприятии журналист-нигериец – это полная противоположность Роберта. Особенно хорошо это противопоставление чувствуется в реакции обоих на смерть родных. По-видимому, не случайно по сюжету фильма они одновременно узнают один – о смерти матери, а второй – о смерти отца.
Carrie пишет:
цитата: |
меня лично смутила молитва главы семьи в церкви, когда он говорит Богу - "Я ненавижу Тебя..." и т.д. Конечно, это можно считать и минутным проявлением горя и слабости - а можно ведь понять и так, что в нем со смертью отца произошел некий внутренний надлом, и вот эта самая нравственная "база" в нем пошатнулась. Может, в следующий раз он и пойдет на воровство во имя благой цели. |
|
Wyeth пишет:
цитата: |
Я считаю, что истинно верующий человек, живущий по божьим законам, имеет право на такие проявления слабости в тяжелую минуту. |
|
Да, он верующий человек. Чувство отчаяния требовало от него выплеснуть свои эмоции, и он пошел на самый крайний поступок – высказать свой гнев богу. Но он сделал это в одиночестве. А после этого он идет к своей жене и ребенку, обнимает их, целует и говорит, что они – лучшее из того, что у него есть. То есть, этот человек даже в своем отчаянии не в состоянии причинить вред другим людям. И воровать он не пойдет даже в следующий раз. В отличие от Роберта, для которого следующий раз будет наступать снова и снова.
Теперь о Марке.
Kella пишет:
цитата: |
С одной стороны, Марк вызывает сочувствие за то, что взялся помогать бездомным и покинутым, но вызывает отторжение результатами этой помощи... |
|
Wyeth пишет:
цитата: |
если Марк хотел сделать добро мужику в метро, он должен был дать ему мелочь, о которой тот просил. И не лезть с непрошеными откровениями. |
|
Мне нравится, как в фильме показана динамика отношений Марка с людьми другого социального класса.
Сначала он просто не обращает на них внимания. Вполне закономерно. Потом благодаря дерзости бомжа в метро Марк начинает осознавать, что это тоже люди. Со своими мыслями и чувствами. И ему становится любопытно. Ему хочется узнать их лучше, заглянуть в их мир, который для него является почти другой планетой.
В отличие от Роберта Марк понимает, что вторгаться в чужую жизнь просто так неприлично, пусть это даже и жизнь бомжа. Поэтому он начинает давать им деньги. Большие деньги.
Марк, кстати, не нефтяной магнат. Хоть он и пьет дорогой коньяк, но его средства не безграничны. Это понятно из разговора с женой о новом доме, когда Марк заявляет, что этот район для них слишком дорогой.
В принципе, желание помочь нуждающимся очень даже похвальное, но отрицательная черта Марка, на мой субъективный взгляд, в том, что для него это не просто доброе дело, а плата за возможность удовлетворить свое любопытство. Именно любопытство сквозит и в его отношениях с бомжами, и в его отношениях с девочкой.
А потом он начинает находить что-то общее между собой и ими: оказывается, они такие же и испытывают те же эмоции. Отсюда и желание пожаловаться Зое на одиночество. Он даже не задумывается о том, что девочка принадлежит к совершенно другой социальной и возрастной группе, и такие разговоры вызовут у нее вполне определенную реакцию. Первый звоночек прозвенел, когда она берет его под руку.
ulan1408 пишет:
цитата: |
мужик должен осознавать к чему приводят встречи с молодыми особами и не плакаться как он одинок и, что его никто не понимает, это разговоры завлекалочки |
|
Вполне согласна с
ulan1408; должен был подумать, но не подумал, хотя социальный работник предупреждала его о необходимости держать дистанцию. Любопытство взяло верх над рассудком. Отнесся безответственно.
Я бы слова Сент-Экзюпери перефразировала в связи с этим: не нужно приручать того, о ком не собираешься заботиться всю оставшуюся жизнь. А Марк любил жену.
ulan1408 пишет:
цитата: |
к режиссеру одна большая претензия - не верю!.. Колин великолепен, как всегда, но и к его герою возникает много вопросов. Его герою 45, жена намного моложе, ждут ребенка. Нам не говорят, но видимо женаты недавно. Когда же он успел так охладеть к жене? |
|
Предполагаю следующее: охлаждения как такового не было. Было просто временное взаимное непонимание, вызванное беременностью жены.
Беременная женщина чувствует свою связь с ребенком задолго до его рождения, а мужчине это непонятно до тех пор, пока он этого ребенка не увидел, не взял его на руки, не ощутил его присутствия в своей жизни.
Для жены Марка этот неродившийся ребенок уже давно полноправный член их семьи. Она дарит мужу подарки «от меня и малыша», она ищет большой дом с садом, в котором ребенку будет комфортно жить, играть и расти. А Марку пока неясно, почему нужно изменять их маленький устоявшийся мир? Почему кто-то, кого еще нет, отвлекает большую часть внимания его жены от самого Марка? Отсюда его ощущение брошенности, одиночества. И отсюда желание сблизиться с теми, кто испытывает, по его мнению, такие же чувства.
А в результате он настолько приближается к этому чужому миру, что чужой мир сам проникает в его жизнь, и никакие двери от него не спасут.
Мне очень понравилось высказывание
Carrie:
Carrie пишет:
цитата: |
главная мораль, которую вынесла лично я - нехрен двери открывать кому попало. Целее будешь. |
|
В общем правильно
, хотя дверь здесь, скорее, понятие аллегорическое. Каждый из нас прекрасно понимает: заводя приятельские отношения с «низами» общества нужно быть готовым к тому, что новые друзья будут вторгаться в твою жизнь самым бесцеремонным образом, и поставить барьер между ними и собой будет очень непросто.
Lydia пишет:
цитата: |
в тот момент когда Марк открыл дверь, я надеялась что Роберт (убийца) узнает Марка, и все закончится хорошо. |
|
Carrie пишет:
цитата: |
А уж то, что этим первым встречным оказывается именно Марк, только усиливает ощущение нарочитой "сделанности". |
|
Я тоже надеялась, что Роберт узнает Марка, но когда пересматривала фильм, поняла, что они, кажется, не встречались раньше. Зое жила в другом приюте.
Что касается гибели именно Марка, то думаю так: мы все взрослые люди и все понимаем, что хеппи энды бывают только в сказках. В реальной жизни не стоит ждать адекватного вознаграждения за свои поступки. Один человек может быть очень хорошим, но не получить взамен ничего, а другой – негодяем, которому везет по жизни.
Марк, да, помогал, в том числе и Роберту. Это один его хороший поступок.
Марк в конечном итоге понял, что самая большая ценность в его жизни – это его семья: жена и будущий ребенок. Он научился учитывать их интересы. И это еще один его хороший поступок (честно говоря, не могу даже сказать, какой из этих двух поступков в моем понимании лучше).
Но жизнь не всегда дает конфетку за хороший поступок. Только это совсем не значит, что такие поступки не нужно совершать. Наоборот, их нужно совершать несмотря ни на что, потому что они делают мир лучше.
Romi пишет:
цитата: |
надежды на светлое будущее не остается ваще, потому что напрашивается: а не лезь, видишь, что бывает? |
|
Carrie пишет:
цитата: |
помощь тоже бесполезна, потому как неизвестно, чего от нее больше - вреда или пользы... И в том, что богатые стремятся помочь бедным - тоже выхода нет. |
|
Почему же бесполезна?
Деньги Марка (или других, подобных ему) помогли Мишель уйти от мужа-садиста. И есть уверенность в том, что ее дети вырастут в нормальной атмосфере, и не убегут из дома в 17 лет, как убежала Зое.
И о дальнейшей судьбе самой Зое нам тоже ничего неизвестно. Ну, устроила она Марку истерику, но ведь вернулась, наверное, после этого в свой приют. Не ушла обратно на улицу. А со временем, возможно, социально адаптируется, найдет какую-то работу.
Не бесполезна, надеюсь.
гор пишет:
цитата: |
Разумно ли давать такой соц-тяжелый фильм перед Рождеством? |
|
Для меня этот фильм, в первую очередь, о ценности семейных отношений. О том, что их очень легко потерять: по собственной глупости (как Роберт) или в силу рокового стечения обстоятельств (как журналист или семья Марка). И о том, что нужно уметь их ценить и беречь, пока они у тебя есть.
Какая тема может быть еще более рождественской, чем эта?
Romi пишет:
цитата: |
богаты вы или бедны, главное — любите друг друга, а совесть — категория общечеловеческая. Так что фильм нужный и важный, безусловно. Это моё утрамбовавшееся ИМХО |
|
Romi, я абсолютно согласна.
P.S. У меня опять опус получился. Обещаю в следующий раз быть не такой многословной
P.P.S. Немного не в тему: сегодня ехала с работы; рядом сидела тетка с красным пакетом, на котором большими белыми буквами было написано: «Colin». Хоть и не поняла, в честь чего (кого?
) такая надпись, но приятно было, однако