Продолжение «Making of...»
Здесь немного иллюстраций из книги, по теме главы.
Преобразование Лонгборна.
Дом Беннетов, Лонгборн, был нашим основным местом действия. Здесь нам предстояло 8 недель съемок и требовалось несколько комнат, основная из которых – гостиная, где происходит большая часть действия. По сценарию были также нужны столовая, холл, кабинет мистера Беннета, спальни девушек и миссис Беннет, лестница и лестничная галерея.
Марк и Барри с бригадой из двух столяров и четырех маляров провели здесь три недели, переделывая дом. Сэм переселил хозяйку дома, миссис Хорн, в другое крыло, затем была вынесена мебель и демонтирована система отопления - старая конструкция с большими трубами и радиаторами, замаскировать которую было невозможно никакими способами. Все электрические устройства, люстры, выключатели, розетки, провода и т.д. были удалены, а половые покрытия сняты.
Пришлось выполнить также некоторые строительные работы. Были сняты панели декоративного потолка в столовой, кухонный лифт заблокирован, убраны раковины для умывания из спален, сооружены фальшивые стены и камины, чтобы скрыть встроенные шкафы. Когда все комнаты были опустошены и вычищены, мы принялись за оформление.
Одновременно велись работы снаружи. Потребовались новые двери в зимний сад, потому что существующие не соответствовали периоду. Нам пришлось сделать фальшивые фасады для всех дверей в конюшни. Чтобы немного переделать крышу, мы договорились с местным кровельщиком, который умел работать с природными материалами. Мы рискнули нанять местных умельцев, чтобы они работали вместе с бригадой оформителей.
Также пришлось произвести некоторую перепланировку в саду. Договариваться о реконструкции садов всегда сложное дело, потому что обычно владельцы очень трепетно относятся к ним. Мы всегда можем перекрасить комнату, чтобы она выглядела как прежде, но пересадить растения – намного сложнее.
Мы пригласили Линн Хоудли, специалиста по садовому дизайну, которая много работает для кино. Она обошла сад вместе с миссис Хорн и объяснила ей, что нужно там изменить. Миссис Хорн оказалась очень отзывчивой, смирившись с заменой её красных busy lizzies на старомодные маргаритки. Была только пара вещей, перспектива перемещения которых сильно взволновала её, и мы постарались, чтобы они просто не попали в кадр во время съемки.
Погодная «страховка». В сценарии Эндрю Дэвиса действие многих сцен происходит в саду или в окрестностях Лонгборна, и это влекло за собой определенный риск, так как плохая погода могла сделать съемки невозможными.
Было решено, что у нас должна быть дополнительная комната, всегда готовая на случай дождя. Поэтому мы превратили маленькую квадратную кладовку позади столовой в кладовую – место, где Джейн и Лиззи могли бы развешивать травы для сушки или делать розовую воду и где они могли бы укрыться, чтобы поговорить. Клэр Эллиот нашла все рецепты косметики, которыми могли пользоваться молодые леди, и мы попытались воссоздать всё это.
Существовала опасность, что комната, заполненная сушеной лавандой и чашами с розовыми лепестками, будет выглядеть немного в стиле «Лора Эшли». В наше время, когда рекламные агентства использовали в своих целях так много вещей, исторический дизайн требует особой тщательности, чтобы декорации не выглядели слишком глянцевыми или искусственными.
А это было бы досадно, потому что в таком случае возникает опасность, что у зрителей может возникнуть вопрос: «Неужели они не могли придумать что-нибудь получше?»
Цветовая гамма. В те времена была популярна определенная палитра красок, но мы кое-что упростили, сделав её более приемлемой для нас. На самом деле, в начале 19 века были доступны почти все цвета краски, просто более модными были определенные оттенки. Тогда предпочитали мягкие цвета ярким: зелено-голубые, оттенки серого, темно-зеленого. От нашего декоратора, Дерека Ханибена, требовалось умение с помощью краски воспроизводить почти любую поверхность, вплоть до кирпича, камня и мрамора, и убедительно создавать эффект «старения». Внимательно изучая старинные подлинные образцы, он в совершенстве воспроизводил этот эффект.
Я придавала большее значение цвету, как способу передачи информации о человеке, настроении или атмосфере, чем просто исторически точной детали. Например, зеленый, который мы использовали для зала ассамблеи, напоминает цвет, который в наши дни можно видеть в большинстве больниц. Мы хотели, чтобы этот зал выглядел убого по сравнению с бальным залом Незерфилда с его золотыми обоями и роскошными украшениями.
Подлинные цвета интерьеров домов того времени были довольно тусклыми, в основном использовались оттенки белого, кремового и лимонного. Это создавало проблему для съемок, потому что тона муслиновых платьев также были неяркие, и существовала опасность, что при неправильном подборе цвета, платья могли «раствориться» на фоне стен, создав эффект плавающих лиц и рук. Мы решили оставить гостиной Лонгборна бледные тона и просто показать, что Беннеты – не претенциозное семейство, но я проверила, как будут смотреться оттенки тканей и кожи на фоне стен, чтобы убедиться, что все гармонично.
Я оставила самые насыщенные, яркие цвета для тех интерьеров, где требовалось добиться особого эффекта. Розингс стал желтовато-зеленым с золотом. Думаю, что среди тех, кто осмелился бы оформить свой интерьер в ярких тонах, несомненно, была бы леди Кэртин де Бург. Я дала Лукас Лоджу царственные тона красного и золотого, которые ассоциируются с социальными претензиями семейства и постоянными упоминаниями сэра Уильяма о Сент-Джеймс Корт. Для контраста интерьеры Пемберли должны были быть оформлены с совершенным вкусом. Несмотря на то, что это - шикарный дом, я хотела, чтобы в нем чувствовалась естественная элегантность. Несколько поколений семьи Дарси прожили здесь, находясь на вершине социальной иерархии, поэтому дом не нуждается в напыщенности. Комнаты уже были выкрашены в мягкие тона – бледно-розовый, серовато-белый и кремовый, что было прекрасно.
Декоративные ткани.
Поиски декоративных тканей для съемок костюмированного фильма становятся просто кошмаром, потому что сохранилось очень мало подлинных вещей, а все что всё же сохранилось, обычно не доступно нашему бюджету. Столь же трудно найти в достаточном количестве такие вещи, как керамическую посуду, поэтому приходится приобретать современные эквиваленты. Здесь важно умение правильно оценить допустимую свободу выбора. Например, если бы у меня был выбор между поеденным молью, но подлинным ковром для гостиной Розингса и безукоризненным, но не соответствующим эпохе ковром, я бы предпочла последний, потому что он больше соответствует образу леди Кэтрин.
У нас не было возможности выкрасить ткани для занавесей и штор, а материя правильного цвета и стиля - большая редкость, поэтому Мардж Прэтт, наш декоратор, купила ткани, как можно более соответствующие тому периоду и изготовила из них шторы.
Реквизит. Найти обстановку – меньшая из трудностей. Существует множество фирм по прокату реквизита, которые специализируются в разных областях: старинная мебель, современная мебель, живопись, столовое серебро, осветительные приборы. Плохо, когда одновременно снимаются несколько костюмированных фильмов, потому что тогда запасы реквизита истощаются. Марж и Сара Ричардсон, которые занимались приобретением реквизита, должны были оформить все комнаты не только шторами и коврами, но также и картинами, дверными занавесями, орнаментами, каминными решетками и т.д. и все вещи должны были быть тщательно отобраны. В одном магазине они обнаружили стол для Розингса, а в другом - несколько стульев, которые, как они надеялись, подойдут к этому столу. Это означает, что никто не видит общее убранство декорации, пока все вещи не размещены в ней, поэтому подбор реквизита – время больших волнений.
Каждая вещь распаковывается и проверяется по документам, когда прибывает на место и когда запаковывается, чтобы быть отправленной назад. Весь реквизит оплачивается по дневной ренте, поэтому важно вернуть всё как можно скорее. Это как переезд из дома в дом каждые четыре дня.
Действующий реквизит. Это вещи, которые принадлежат отдельным героям. Например, каждой из сестер Беннет мы постарались дать набор вещей, которые помогли бы подчеркнуть их характеры. Джейн Остен пишет, что девушки никогда не учились рисованию или кулинарии. Но мы хотели избежать сцен, где все просто сидят и разговаривают.
Мы подумали, что Джейн, самая спокойная из сестер, единственная, кто, возможно, занимается чем-нибудь действительно полезным, поэтому у нас она чинит полотняные рубашки и нижние юбки. Так как она терпелива, она также занимается сложным вышиванием, что было очень популярно в то время. Лиззи мы дали письма и книги. Мэри играет на фортепьяно и читает возвышенные проповеди. У Лидии и Китти - множество вещей – шляпки, ленты, перья и glue for paper cutting (?). Мы подумали, что они часто создают ужасный беспорядок и неразбериху и затем просто бросают всё, чем занимались.
Учитывая все эти детали, Джону Коллинзу, художнику-постановщику, ответственному за постановку сцен, стало проще представить, чем могли заниматься девушки в той или иной ситуации.