Заинтересовавшись вопросом о количестве сюжетов в мировой литературе, нашла следующие варианты ответа на этот вопрос:
А.
Cписок Польти - 36 тем, которые полностью исчерпывают все возможные драматические ситуации:
1) Мольба
2) Спасение
3) Месть, преследующая преступление
4) Месть, близкому за близкого
5) Затравленный
6) Внезапное несчастье
7) Жертва кого-нибудь
8) Бунт
9) Отважная попытка
10) Похищение
11) Загадка
12) Достижение
13) Ненависть между близкими
14) Соперничество между близкими
15) Адъюлтер, сопровождающийся убийством
16) Безумие
17) Фатальная неосторожность
18) Невольное кровосмешение
19) Невольное убийство близкого
20) Самопожертвование во имя идеала
21) Самопожертвование ради близких
22) Жертва безмерной радости
23) Жертва близким во имя долга
24) Соперничество неравных
25) Адюльтер
26) Преступление любви
27) Бесчестие любимого существа
28) Любовь, встречающая препятствия
29) Любовь к врагу
30) Честолюбие
31) Борьба против бога
32) Неосновательная ревность
33) Судебная ошибка
34) Угрызения совести
35) Вновь найденный
36) Потеря близких
B.
Семь сюжетов мировой литературы (The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories, by Christopher Booker)
1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе что-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка, Моя прекрасная леди.
2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой далекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокруг света за 80 дней
3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды. Сюжет - их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры: Алиса в Зазеркалье, Робинзон Крузо, Машина времени.
4. Комедия: Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows its own rules.
(Все равно очень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, В джазе только девушки.
5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка характера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст, Лолита, Король Лир.
6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его из этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, The Sound of Music
7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его в неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф, Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.
C.
Борхес:
Четыре цикла
Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укрепленном городе,
который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу
и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей,
Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в
сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой
погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный
пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду
не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на
память:
"The borgh brittened and brent to brondes and askes"[1] Данте Габриэль
Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг,
когда Парис воспылал страстью к Елене;
Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим
образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти
лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах
приплывшем к родной Итаке, и о северных
богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась,
вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми
сражались накануне.
Третья история - о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это
Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих
горы и моря, чтобы увидеть лик
своего бога - Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В
прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге
золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски
обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки
уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так
бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо
сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще
меньше - в ад.
Последняя история - о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и
убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на
дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем
пересказывать их - в том или ином виде.
D.
А Фолкнер считал что сюжет вообще один - борьба человеческого сердца с самим собой. А все прочее - туфта.