Где черпает храбрость Колин Фёрт Ричард Узунян Театральный критик Роль Колина Фёрта в фильме «Король говорит!», где он сыграл Георга VI, неожиданно ставшего монархом и пытавшегося побороть заикание, от которого страдал всю жизнь, преисполнена такой внутренней отваги, что показалось логичным спросить у актера, что он считает самым смелым поступком в собственной жизни. «Я не могу дать определенного ответа на этот вопрос, — говорит высокий красивый англичанин, которому в пятницу, в тот самый день, когда состоялась премьера его фильма в гала-программе Торонтского фестиваля, исполнилось 50 лет. — Все мы неоднократно совершаем рискованные поступки, даже не осознавая того. И не то чтобы кто-то стоял рядом в этот момент, держа для нас наготове медаль за отвагу. Мне представляется, что и семейная жизнь — в роли мужа, жены, отца или матери — требует невероятного героизма, и обычные люди проходят через это каждый день. Вот материал, зачастую исполненный настоящего драматизма». Фёрт признает, что лично ему нравится, когда «на кону высокие ставки. Мне нравятся астронавты, возвращающиеся на Землю с «Аполлона-13», Шеклтон, выживший в Антарктиде, — в таком духе. Но и маленький ребенок тоже может совершить чудеса храбрости». Он имеет в виду сцену в фильме, где застенчивый, заикающийся мальчик подходит поздороваться с героем Ферта на приеме у логопеда. Он не знает, что обращается к королю Британии, но все равно ужасно боится. «Да, это первый шаг к мужеству, не правда ли? — признает Фёрт. — Этому мальчику велели подойти и заговорить с незнакомцем. И для него это не менее страшно, чем для моего героя — заговорить со всей империей в прямом радиоэфире. И мой герой смотрит на него с нежностью. Ведь этот маленький мальчик мог бы быть им. Может быть, он справится со своим заиканием, а может, и нет. Но он, ей-богу, хотя бы попытался!» Неожиданно для себя оказавшись на троне после отречения в 1936 году старшего брата, Эдварда VII, который предпочел короне женитьбу на разведенной американке Уоллис Симпсон, Георг VI был вынужден научиться говорить речи по радио в прямом эфире, чтобы общаться со своими подданными; это стало особенно актуальным в 1939 году, с момента начала Второй мировой войны. Он обратился к несостоявшемуся австралийскому актеру Лайонелу Логу (в фильме его играет Джеффри Раш), который сделался логопедом и применял нетрадиционную методику исправления речи в основном к жертвам контузий. В фильме мы наблюдаем, как две раненые, ощущающие свою неполноценность индивидуальности пытаются достичь своего рода единства и цельности. «Представляете, — задумчиво говорит Фёрт, — родись он чуть раньше или чуть позже, и ему не пришлось бы проходить через всё это. Еще за десять лет до того никто не выступал по радио, а десять лет спустя научились записывать и редактировать звук. Но именно в те суровые времена, когда Георг оказался на троне, ему пришлось выступать именно в прямом эфире, и необходимо было звучать твердо и убедительно. Два его главных политических врага, Гитлер и Муссолини, были потрясающими ораторами и во время публичных выступлений творили настоящие чудеса, гипнотизируя массы. Перспектива конкуренции с ними должна была представляться Георгу ужасающе безнадежной». Можно ощутить, как Фёрт буквально переполняется чувствами короля, которого он сыграл, воспроизводя его внутреннюю драму в спокойном и уютном гостиничном номере. «Вы можете себе представить, через какие мучения он прошел?.. Он не в состоянии говорить, он не может ничего произнести нормально; и в то же время его единственная работа — разговаривать с нацией, обращаться к ней в прямом эфире. Бог мой, каких же неимоверных трудов ему стоило добраться туда, где все остальные находятся априори». Нельзя сказать, что Фёрту стоило таких же неимоверных усилий добраться до того положения, которое занимает сейчас в актерской профессии, но все же он играет уже 27 лет, и лишь относительно недавно достиг действительно повсеместного признания. Он родился в Гемпшире 10 сентября 1960 года в семье преподавателей, которые, по примеру бабушек и дедушек Фёрта, миссионеров, проработали в Африке большую часть его детских лет. «Мои предки, все до единого, прожили свою жизнь очень отважно, — говорит Фёрт. — Им постоянно приходилось осваивать новые территории, набираться опыта, рисковать. Похож ли я на них? Это вряд ли! — смеется он. — Я всегда знал, что хочу стать актером, ну а если уж смотреть правде в глаза, над актерством в обществе часто посмеиваются и относятся к нему с легким пренебрежением, считая не серьезным трудом, а скорее способом вести легкую жизнь, полную бонусов и привилегий». Но стоит подумать о той работе, которую Фёрт проделал в фильмах, подобных «Одинокому мужчине», где он сыграл Джорджа Фальконера, роль, номинированную на Оскар, и хочется спросить, не кажется ли ему, что в работе над такими персонажами тоже есть элемент отваги. «Да, это пугает, и приходится справляться со своими страхами. От этого никуда не деться. Большинство из нас просто хочет хорошо сделать свою работу, но риск провала присутствует всегда. Это как опозориться на глазах у миллионов людей». Фёрт грустно усмехается: «Забавно, но я начал ощущать страх только с возрастом. Мой первый выход на сцену был в нашумевшем спектакле театра Уэст-Энда, уже пользовавшемся большим успехом («Другая страна», 1983 г.). И в свой премьерный вечер я вышел на сцену совершенно бестрепетно, ни один нерв во мне тогда не дрогнул. Сейчас я уже точно так не смогу». В номере повисает пауза, пока Фёрт размышляет об элементе страха при создании актерского образа. «Знаете, в какой-то степени человек остается одиноким в любом сотрудничестве. Не поймите меня неправильно. Разумеется, мы полностью зависим и от своих коллег-актеров, и от автора сценария, и от режиссера, но никто из них не в силах превратить плохого актера в хорошего или как-то вытянуть из него искренность и правдивость в игре, если их там изначально нет». Фёрт возвращается к теме храбрости и ее роли в действиях Георга VI. «Ему потребовалось немало храбрости, чтобы довериться Логу, а после того, как тот его оставил, понадобилось еще больше смелости, чтобы вернуться к занятиям. Но это все накапливается. Мне кажется, что храбрость — это качество, которое надо в себе постоянно подпитывать, поддерживать. Это не данность, но если уж она есть, то на нее всегда можно рассчитывать». Хотя изображение Фёртом борьбы Георга с дефектом речи выглядит донельзя убедительным, актер ясно дает понять: «Я не старался звучать похоже на Георга, не ставил целью имитировать его голос. Я пытался передать правдивость и еще нечто глубоко личное. Люди в Британии знали, чего эти выступления стоят королю, поскольку его заикание не было секретом. Он скорее встал бы перед пулеметным огнем, чем перед этим микрофоном. И каким-то образом его подданные это поняли. Это была не пустая риторика. Если им предстояло вынести блиц-криг и бомбежки, и эвакуацию своих детей, они должны были знать, что их король не отсиживается на своем бархатном троне где-нибудь в безопасном уголке страны. Он тоже вел свою внутреннюю войну — войну со своим недугом — каждый раз, когда ему приходилось выступать по радио». Фёрт разводит руками, словно подводя итог сказанному. «Я считаю, что король вел себя очень отважно, и когда я испытывал страх возможной неудачи с этим фильмом и с этой ролью, я пытался быть храбрым во имя его».
|